Командный сценарий linux это

Командный сценарий linux это

Библиотека сайта rus-linux.net

Исходя из вышесказанного, системные администраторы также должны иметь базовое представление о сценариях командной оболочки для понимания того, как функционируют их серверы, запускаются, обновляются, исправляются, поддерживаются, настраиваются и удаляются их приложения, а также для понимания устройства программного окружения.

Целью данной главы является предоставление достаточной информации для того, чтобы вы могли читать и понимать сценарии. Для этого вам совершенно не нужно становиться разработчиком сложных сценариев.

Предварительное чтение

Перед тем, как приступить к чтению данной главы, вам необходимо прочитать и понять главы из Части III. «Раскрытие команд командной оболочкой» и Части IV. «Программные каналы и команды» .

Hello world

She-bang

Комментарий

Переменные

Использование рабочей командной оболочки

Отладка сценария

Обратите внимание на отсутствие строки комментария (первым символом которой является символ #), а также замену значения переменной перед исполнением команды для вывода данных echo .

Предотвращение подмены имен файлов сценариев с целью повышения привилегий в системе

Любые аргументы, расположенные после последовательности символов — будут рассматриваться как имена файлов и аргументы. Аргумент — эквивалентен аргументу — .

Практическое задание: введение в разработку сценариев

0. Используйте различные имена для файлов ваших сценариев и сохраните их на будущее!

1. Создайте сценарий, который выводит имя города.

2. Сделайте так, чтобы сценарий исполнялся в командной оболочке bash.

3. Сделайте так, чтобы сценарий исполнялся в командной оболочке Korn shell.

4. Создайте сценарий, в котором осуществляется объявление двух переменных с последующим выводом их значений.

5. Предыдущий сценарий не должен оказывать воздействия на вашу рабочую командную оболочку (объявленные в нем переменные не будут существовать вне сценария). А теперь запустите сценарий таким образом, чтобы он оказал влияние на вашу рабочую командную оболочку.

6. Существует ли более короткая форма команды для использования рабочей командной оболочки с целью исполнении сценария ?

7. Добавьте комментарии в ваши сценарии для того, чтобы знать о выполняемых ими операциях.

Корректная процедура выполнения практического задания: введение в разработку сценариев

0. Используйте различные имена для файлов ваших сценариев и сохраните их на будущее!

1. Создайте сценарий, который выводит имя города.

2. Сделайте так, чтобы сценарий исполнялся в командной оболочке bash.

3. Сделайте так, чтобы сценарий исполнялся в командной оболочке Korn shell.

Обратите внимание на то, что хотя данный сценарий и будет технически исполняться как сценарий командной оболочки Korn shell, расширение файла .bash может смутить пользователя.

4. Создайте сценарий, в котором осуществляется объявление двух переменных с последующим выводом их значений.

5. Предыдущий сценарий не должен оказывать воздействия на вашу рабочую командную оболочку (объявленные в нем переменные не будут существовать вне сценария). А теперь запустите сценарий таким образом, чтобы он оказал влияние на вашу рабочую командную оболочку.

6. Существует ли более короткая форма команды для использования рабочей командной оболочки с целью исполнении сценария ?

7. Добавьте комментарии в ваши сценарии для того, чтобы знать о выполняемых ими операциях.

Источник

Командный сценарий linux это

Библиотека сайта rus-linux.net

На мой взгляд, именно в этом и заключается мощь интерфейса командной строки системы. Вам придется создавать программы на основе уже известных команд, а также синтаксических конструкций, используемых практически во всех языках программирования. Вам нужно выполнить какую-либо повторяющуюся и утомительную работу? Вы можете просто создать сценарий командной оболочки для ее автоматического выполнения! Вам нужен ярлык для выполнения сложной команды? В этом случае вы также можете создать сценарий командной оболочки! Вы хотите создать простейший интерфейс командной строки для какой-либо программы? Просто создайте сценарий командной оболочки!

Читайте также:  Картридж hp 12a ситилинк

Перед тем, как начать работу

Перед тем, как мы начнем рассматривать вопросы разработки сценариев командной оболочки в рамках серии статей, следует определиться с некоторыми аспектами. Мы будем использовать командную оболочку Bash, которая по умолчанию используется практически во всех дистрибутивах Linux. При этом она также доступна и для пользователей Mac OS, и для пользователей Windows благодаря существованию набора библиотек Cygwin. Благодаря такой универсальности, вы сможете создавать сценарии командной оболочки вне зависимости от используемой программной платформы. В дополнение следует упомянуть о том, что сценарии будут запускаться без модификации или после минимальной модификации на всех упомянутых программных платформах при условии наличия всех используемых в них утилит в системе.

В рамках сценариев командной оболочки могут использоваться утилиты, требующие привилегий «администратора» или «суперпользователя», поэтому стоит тщательно тестировать каждый сценарий перед его вводом в эксплуатацию. Также в процессе разработки сценариев нужно руководствоваться здравым смыслом, к примеру, проверяя наличие резервных копий файлов, которые обрабатываются с помощью них. Очень важно использовать корректные параметры команд, например, параметр -i команды rm , принудительно активирующий интерактивный режим. Это позволит избежать некоторых неприятных ошибок. По этой же причине следует тщательно изучать загружаемые из сети сценарии и на всякий случай создавать резервные копии персональных данных.

По своей сути сценарии командной оболочки являются обычными текстовыми файлами. Вы можете использовать любой текстовый редактор для их редактирования: gedit, emacs, vim, nano… И этот список можно продолжить. Следует просто убедиться в том, что выбранный текстовый редактор может сохранять код сценариев в обычных текстовых файлах, а не файлах со специальной разметкой или файлах, используемых одним из офисных пакетов. Так как мне нравится простота текстового редактора nano, я буду использовать его.

Имена и права доступа к файлам сценариев

Сценарии командной оболочки исполняются так же, как и обычные программы, следовательно, для получения возможности их исполнения необходимы корректные права доступа. Вы можете сделать сценарий исполняемым, выполнив следующую команду:

Эта команда позволит любому пользователю исполнять сценарий с заданным именем. Если вы хотите, чтобы данный сценарий могли исполнять лишь вы, вам придется использовать данную команду вместо приведенной выше:

Для того, чтобы инициировать исполнение сценария, вам придется перейти в директорию с ним с помощью команды cd и запустить его:

Для упрощения процесса разработки сценариев командной оболочки вы можете просто размещать все свои сценарии в директории bin , расположенной в вашей домашней директории:

В большинстве современных дистрибутивов данная директория не создается автоматически, но вы всегда можете создать ее вручную. Эта директория предназначена для хранения исполняемых файлов, принадлежащих одному пользователю и недоступных для всех других пользователей. После размещения в ней своих сценариев вы сможете исполнять их, просто вводя их имена, как в случае системных команд, без необходимости перехода в определенную директорию и использования префикса «./» .

Перед вводом имени сценария вы должны выполнить следующую команду для того, чтобы убедиться в отсутствии в системе программы с таким же именем:

Многие начинающие разработчики сценариев командной оболочки создают файлы сценариев с такими именами, как «test» , после чего пытаются запустить их из эмулятора терминала и не получают какого-либо вывода. Это происходит по причине наличия конфликта между именем файла сценария и именем системной команды test , которая не выполняет каких-либо действий при отсутствии аргументов. Всегда проверяйте, не конфликтует ли имя вашего сценария с именем одной из существующих команд, ведь в этом случае вы можете потратить достаточно времени на решение проблемы, которую достаточно просто избежать!

Правила разработки сценариев командной оболочки

Как я упоминал ранее, каждый файл сценария командной оболочки по своей сути является текстовым файлом. Но это, разумеется, не значит, что вы можете писать в нем все, что угодно. При попытке исполнения этого текстового файла командные оболочки осуществляют разбор его содержимого для установления того, является ли этот файл файлом сценария командной оболочки, а также выбора методики его корректной обработки. По этой причине вам придется запомнить несколько простых правил разработки сценариев командной оболочки.

  1. Каждый сценарий должен начинаться со строки «#!/bin/bash»
  2. Каждая новая строка сценария должна содержать новую команду
  3. Строки комментариев должны начинаться с символа #
  4. Команды для подстановки должны помещаться в круглые скобки ()
Читайте также:  Error 126 что это за ошибка

При разборе содержимого текстового файла основным идентификатором сценария является его первая строка:

Если вы используете другую командную оболочку, вы можете подставить путь к ее исполняемому файлу в данную директиву. Строки комментариев всегда начинаются с символов решетки ( # ), но в случае наличия после первого символа решетки символа восклицательного знака ( ! ) и пути к исполняемому файлу командной оболочки имеет место исключение из данного правила, позволяющее исполнить сценарий с помощью командной оболочки, путь к исполняемому файлу которой задан.

Новая строка = новая команда

Каждая новая строка сценария должна рассматриваться как новая команда или компонент более сложной синтаксической конструкции. Инструкции if/then/else , к примеру, могут занимать по нескольку строк, но каждый из их элементов все равно будет расположен на новой строке. Вы не должны переносить команды на новые строки, так как это приведет к сокращению первой строки и выводу сообщения об ошибке после попытки исполнения второй. Если ваш текстовый редактор самостоятельно выполняет эту операцию, вы на всякий случай должны отключить функцию автоматического переноса строк. В текстовом редакторе nano функция автоматического переноса строк отключается с помощью комбинации клавиш Alt+L .

Комментарии обычно начинаются с символа #

Если вы разместите символ # в начале строки, командная оболочка проигнорирует эту строку. Строка превратится в комментарий, с помощью которого вы можете напомнить себе о том, что выводит предыдущая команда или о том, что будет делать следующая. И снова следует отключить функцию автоматического переноса строк, а в случае необходимости переноса строки не стоит забывать о первом символе решетки. Использование подробных комментариев является отличной практикой, упрощающей модификацию ваших сценариев как вами, так и сторонними пользователями. Единственным исключением из данного правила является упомянутая выше конструкция хэш-банг, поэтому не стоит использовать символ восклицательного знака ( ! ) сразу же после символа решетки ( # ) в комментариях.

Команды для подстановки помещаются в круглые скобки

Не так давно все подстановки команд осуществлялись с помощью символов обратного апострофа ( ` , расположен на клавиатуре на той же клавише, что и символ тильды

). Мы пока не будем рассматривать данную тему, но ввиду того, что многие люди перечитывают статьи с вводной информацией, следует упомянуть о том, что вместо символов обратного апострофа следует использовать символы круглых скобок. Это стоит делать главным образом по той причине, что при вложении команд, то есть, размещении одних команд в рамках других команд, круглые скобки работают лучше.

Ваш первый сценарий

Давайте начнем с разработки простого сценария, позволяющего копировать файлы с добавлением даты к их именам. Назовем этот сценарий «datecp» . В первую очередь предлагаю убедиться в том, что имя сценария не конфликтует с именем какой-либо системной утилиты:

Как несложно заметить, команда which не выводит каких-либо данных, следовательно, ничто не мешает нам использовать это имя файла сценария.

Теперь давайте создадим пустой файл в директории

Пока мы не забыли, следует изменить установленные по умолчанию права доступа к только что созданному файлу сценария:

Теперь можно начинать работу над кодом сценария. Для этого следует открыть созданный пустой файл в выбранном текстовом редакторе. Как я уже говорил, мне нравится простота текстового редактора nano, поэтому я буду использовать именно его.

И наконец, мы можем добавить в файл необходимую для корректной работы сценария первую строку, а также комментарий с описанием его функций.

Далее нужно объявить переменную. Если вы когда-либо изучали алгебру, вы наверняка знаете, что это такое. Переменная позволяет сохранять информацию и осуществлять определенные манипуляции с ней. Переменные могут «раскрываться» при упоминании в каком-либо другом месте сценария. То есть, вместо вывода их имен будет осуществляться вывод сохраненных в них значений. Впоследствии вы сможете сохранить в переменной новую информацию, причем в следующих операциях с данной переменной будет использоваться уже эта новая информация. Это очень удобная сущность для хранения тех или иных данных.

Читайте также:  Как создать загрузочную флешку linux debian

Какие же данные мы будем хранить в нашей переменной? Ну, давайте сохраним в ней дату и время! Для этого нам придется вызвать команду date .

Обратите внимание на приведенный ниже снимок окна терминала с выводом команды date :

Несложно заметить, что путем добавления различных параметров форматирования, имена которых начинаются с символа % , вы можете изменять формат вывода команды по своему усмотрению. Для ознакомления с дополнительной информацией вы можете ознакомиться со страницей руководства команды date .

Давайте используем последний вариант набора параметров форматирования команды date , а именно, «date +%m_%d_%y-%H.%M.%S» , в нашем сценарии.

Если мы сохраним этот сценарий прямо сейчас и выполним его, мы получим вполне ожидаемый вывод команды date :

Но давайте поступим немного по-другому. Я предлагаю сохранить вывод данной команды в переменной с заданным именем, таким, как date_formatted . Корректный синтаксис данной операции выглядит следующим образом:

В нашем случае данная синтаксическая конструкция будет выглядеть следующим образом:

Именно это и называется подстановкой команд. Мы сообщаем bash, что при каждом упоминании переменной «date_formatted» следует выполнять команду, помещенную в круглые скобки. После этого при упоминании переменной «date_formatted» качестве вывода вместо ее имени будет использоваться вывод команды в круглых скобках.

А это пример сценария и его вывод:

Обратите внимание на наличие двух символов пробела в выводе. Эти символы находятся в рамах команды echo перед кавычками, а также перед именем переменной. Не используйте пробелы, если вы не хотите, чтобы они присутствовали в выводе. Также следует обратить внимание на то, что при отсутствии строки с командой «echo» сценарий не будет выводить каких-либо данных.

Давайте вернемся к нашему сценарию. Добавим в него команду копирования файла:

В данном случае используется команда для копирования файла с параметрами -i и -v . Первый параметр позволяет вам подтвердить свои намерения перед перезаписью файла, а второй — вывести информацию о параметрах, переданных команде.

Далее вы можете обнаружить, что я добавил параметр $1 . При разработке сценариев знак доллара ( $ ) со следующим за ним числовым значением соответствует аргументу сценария под номером, равным этому числовому значению. Например, в следующей команде:

первым аргументом является «Trogdor2.mp3» , а вторым — «ringtone.mp3» .

Если вы снова посмотрите на код сценария, вы обнаружите, что мы передаем команде копирования файла два аргумента сценария:

Это означает, что при запуске сценария нам придется передавать ему два аргумента для корректной работы. Первый аргумент, $1 , является именем копируемого файла, подставляемым в качестве первого аргумента команды «cp -iv» .

Второй аргумент, $2 , выступает в качестве имени целевого файла в рамках этой же команды. Но вы также можете обнаружить его важное отличие. Я добавил к нему символ точки и упоминание рассмотренной выше переменной «date_formatted» . Вам интересно, для чего предназначена такая конструкция?

А это вывод сценария после его запуска:

Очевидно, что имя целевого файла состоит из имени файла, переданного посредством второго аргумента сценария $2 , а также находящихся после него символа точки и вывода команды date ! Все логично, не так ли?

Теперь при выполнении команды datecp будет осуществляться запуск данного сценария, позволяющего осуществить копирование файла с автоматическим добавлением к имени целевого файла информации о текущих дате и времени. Это довольно удобно в том случае, если нужно осуществлять резервное копирование файлов!

Разработка сценариев командной оболочки просто необходима в том случае, если вы желаете заставить свою систему работать так, как вам хочется. Для этой цели вам не придется изучать какой-либо новый язык программирования. Попрактикуйтесь в создании своих собственных сценариев командной оболочки на основе системных команд и подумайте о том, для чего они смогут впоследствии использоваться.

Вы уже имеете опыт создания собственных сценариев командной оболочки? Вам есть что сказать начинающим пользователям? Поделитесь своим опытом в разделе комментариев! Мы рассмотрим другие аспекты процесса разработки сценариев командной оболочки в следующих статьях серии!

Источник

Поделиться с друзьями
КомпСовет
Adblock
detector